Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
План по самообразованию второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики»
Актуальность
Пластилинография – это жанр (вид) изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Цель:
Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
Ожидаемый результат работы с детьми:
Овладеют приемами лепки из пластилина :
Овладения навыками.
1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе) .
2. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
3. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
4. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Научатся использовать материал для работы:
- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)
- Доска. Цветной картон.
- Формочки.
План работы на 2023-2024 г.
Месяц
Самообразование
Содержание деятельности работы с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
1. Изучение литературы по теме самообразования.
3. Проведение диагностики детей в группе.
4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы)
Знакомство детей с пластилинографией.
Анкетирование «На сколько хорошо развита мелкая моторика у вашего ребенка»
Октябрь
Диагностика «Уровень развития мелкой моторики рук у детей второй младшей группы»
НОД «Осенний листочек»
НОД «Мячик» Отчет по диагностики детей.
Ноябрь
Создание уголка «Умелые пальчики» в группе.
НОД «Дары осени: гриб»
НОД «Зонтик»
Мастер-класс для родителей.
«Волшебная пирамидка»
Декабрь
Работа с методической литературой.
НОД «Снеговичёк»
НОД «Игрушка»
Промежуточный отчет об успехах воспитанников.
Январь
Изучение информации на просторах интернет ресурсов. НОД «Зимний пейзаж»
НОД «Валенки»
Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»
Февраль
Оформление работ для выставки «Подарок папе» НОД «Дикие животные»
НОД «Подарок папе»
Представление опытом работы на методическом объединение.
Март
Оформление выставки работ «Цветы для мамы»
НОД «Цветы для мамы»
НОД «Птицы»
Открытое НОД с привлечением родителей.
Апрель
Изучение опыта работы других педагогов по тебе «Сенсорика и плакстилин» НОД «Посуда, чашка»
НОД «Цветы в поле»
Подведение итогов.
Май
Диагностика за прошедший год. Отчет.
НОД «Деревья»
НОД «Рыбки в аквариуме»
Отчет для родителей.
Повторное анкетирование.
Анкетирование для родителей.
Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, то допишите его. Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Ваш пол ___Ваш возраст ___Образование. Возраст Вашего ребенка ___Пол Вашего ребенка ___
1. Знаете ли вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.
2. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
а) детском саду; б) ТВ; в) в интернете; г) подсказывает своя интуиция;
д) свой вариант (напишите)___
3. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие способы используете в своей практике? (перечислите)___
4. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего ребенка? (нужное подчеркните)
- шнуровки; - вкладыши; - кубики (пластмассовые или деревянные); - мелкий конструктор;
- дидактические игры; - мозаики; - пазлы, разрезные картинки; - пирамидки;
-дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и
прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками,
кнопками, «липучками»); - специальная детская литература с пальчиковыми играми.
5. Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
6. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
7. Разрешаете ли Вы ребенку играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т. п.) (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
8. Какие развивающие игры предпочитаете покупать ребенку Вы? (перечислите). ___
9. Укажите ведущую руку Вашего ребенка (нужное подчеркните)
а) правая; б) левая; в) обе; г) затрудняюсь ответить.
10. В каком возрасте нужно начинать развивать моторику руки?
а) в младенчестве; б) 3-4 лет; в) 7 лет; г) свой вариант___
11. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)
а) да; б) иногда; в) нет.
12. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
а) родительское собрание; б) мастер – класс; в) индивидуальная беседа; г) консультации в родительском уголке; д) никакая, информации хватает вполне.
13. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
а) да; б) не знаю; в) нет.
Подгруппы детей.
1…..
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.
3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст] : кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.
Тема занятия «Весна пришла»
Культурно-смысловой контекст Оформление уголка природы в группе
Используемые методики: методика О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
Методы и приемы: словесные, наглядные.
Цель занятия: создать условия для формирования интереса к явлением весенней природы.
Задачи: закрепить знания детей о признаках зимы. Познакомить детей с предметами ранней весны. Развивать активность ребенка в познании мира природы, активизировать речь, обогащать словарный запас. Воспитать интерес к весенним явлениям, изменениям в природе.
Оборудование: мнемотаблицы весны и зимы. Иллюстрации зимней природы. Иллюстрация с весенним пейзажем. Карточки с изображением весны и зимы.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Вид деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Этап деятельности; деятельность педагога; деятельность воспитанников; планируемый результат
1. Вводный
(организационный этап)
3 мин. Приветствие гостей, создание эмоционального настроя на работу.
Сюрпризный момент: Рассказ о мишке. Дети проявляют интерес.
2. Основной этап
5 мин. Рассказ педагога: По дороге в детский сад я встретила мишку. Он рассказал мне, что он спал в берлоге и вдруг появилась вода. Он не знает откуда она взялась.
-Ребята поможем мишутке узнать откуда взялась вода?
-Ребята, в какое время года медведи спят? (иллюстрация зимнего леса)
-Зимой солнце светит, но не греет. Холодно. Люди одевают теплую одежду.
- А сейчас послушайте стихотворение И. Токмаковой. «Весна»
К нам весна шагает. Быстрыми шагами.
Черные проталины на полях видны.
Видно очень теплые ножки у весны.
Вот ребята и закончилась зима. Наступает весна. Солнышко с каждым днем греет сильнее, снег начал таять и превращаться в воду. А на земле появились первые цветы «Подснежники» (рассматривают картину о весны)
Динамическая пауза
1 мин. Физкультминутка «Будем мы весну встречать»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы весну встречать (хлопают в ладоши)
Весна-красна иди скорей! (машут руками)
Землю солнцем обогрей (потирают плечи) Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Эмоциональная разгрузка, активизация кистей рук.
Познавательно развитие
9 мин. Педагог предлагает детям составить рассказ по мнемотаблице.
-Какое время года изображено на таблице?
- Какие признаки весны мы наблюдаем?
-Давайте составим небольшой рассказ для нашего мишки о весне.
-Солнце стало греть сильнее.
-Снег начал таять.
-Появились лужи.
-Животные проснулись из спячки.
-Ребята посмотрите, наш мишка улыбается! Он понял, что пришла весна, поэтому в его берлогу и пришла вода, потому что снег начал таять и наконец то приходит весна!
Очень хочется, что б наш мишка не забыл о весне! Давайте выберем карточки с изображением весны и подарим нашему мишке! Он будет помнить таких замечательных помощников как вы! Только будьте аккуратны, там могут попадаться и другие карточки, внимательно найдите те, где изображена именно весна! Дети по желанию самостоятельно подбирают материалы для работы.
Создание продукта на основе применения на практике полученных знаний.
3. Заключительный этап.
Рефлексия.
2 мин. Подведение итогов деятельности. Дети делятся своими впечатлениями.
Эссе «Я воспитатель»
«Что бы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце.
Он должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком как мать».
В.А.Сухомлинский.
Меня зовут Бастракова Татьяна Алексеевна. Я работаю воспитателем с 2017 года в МБДОУ «Детский сад № 30 «Ромашка».
Итак, как же началась моя карьера в дошкольном образовании?
Когда я была ребенком, я всегда была в центре внимания у детей, так как была старшей сестрой и заводилой. С самого детства я заботилась о младших. Мы играли, учились новому и общались.
Затем я выросла, у меня появился свой ребенок и встал выбор, куда пойти работать? Я долго думала, где мое место, и решила устроиться работать в детский сад. Образование, соответствующее было и желание работать с детьми тоже. Сначала было нелегко, так как дети требуют большого внимания и чуткости, но я очень люблю детей, и они это чувствуют. Когда ребята ко мне потянулись, работать стало легче. Было многое и взлеты, и падения. Я всегда старалась учиться и познавать новое для себя: проходила курсы повышения квалификации, обучалась, участвовала в различных конкурсах и мероприятиях. Но самое главное в этой работе, это, конечно же, дети. Ради них мы приходим на работу, ради этих улыбок, смеха, пусть бывают и слезы, но они всех нас учат терпению. Сейчас я работаю на группе раннего возраста, нам доверяют самых маленьких. Скажу вам, что я очень рада, что стала их первым воспитателем. Каждый день мы с ними с улыбками встречаем друг друга, обнимаемся, ждем новых радостных встреч.
Воспитатель — это первый человек, после мамы, который встречается на пути малышей, а маленькие и мудрые «учителя» проверяют на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка.
Для меня очень важно, что я причастна к воспитанию подрастающего поколения. Ведь я могу научит их добру, дружбе, любви к Родине. Потому что именно от работы педагогов зависит будущее нашей страны.
А общение с родителями позволяет корректировать воспитание их ребятишек.
Я помню детский сад, куда ходила в детстве, помню своих воспитателей - Людмилу Гарифовну и Людмилу Петровну. Они всегда были рады меня видеть, их внимание, доброта, забота остались в моей душе навсегда. Мама никогда не переживала, когда вела меня в детский сад, она знала, что отдает свою дочь в надежные руки любящих воспитателей. Я это помню, и знаю, что должна так же вселять надежду в родителей, чтобы они не переживали за своих крох, пока те находятся в стенах детского сада. Я люблю детей, я люблю свою работу. Я - воспитатель!