Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Тема: «Адвент-календарь «В ожидании Нового года»
Чем же развлечь дошкольников в предпраздничные дни? Как усилить сказочность предстоящего события? Как организовать практические досуги детей? Конечно, этому поможет адвент. Календарь ожидания праздника, или адвент-календарь, научит детей чувствовать время. По нему они будут наблюдать, сколько дней осталось до долгожданного зимнего праздника – Нового года, выполнять задания, изучая традиции, получать одобрение и подарки за старания.
Что такое адвент-календарь, как он возник, кто придумал его и почему он стал актуальным в современном мире? Давайте сначала познакомимся с историей возникновения адвента! Итак:
Адвент (от лат. adventus) – приход, пришествие.
«Легенда гласит, что первый адвент-календарь придумала Фрау Лэнг – мама ребенка-почемучки в конце XIX века в Германии. Герхард Лэнг каждое утро спрашивал родителей, когда же наступит Рождество. И тогда его мама сделала из картона календарь с окошками по количеству дней перед Рождеством. Герхард открывал одно окошко в день и доставал из него маленькое печенье. Сколько печений еще нужно было съесть – столько дней оставалось до главного праздника.
Когда Герхард Лэнг вырос, стал работать в типографии и выпустил первые в мире готовые адвент-календари».
https://www.baby.ru/blogs/post/330662176-12098513/ - История возникновения адвент-календаря.
Начало создания проекта «Адвент-календарь» было положено еще в декабре 2018 г. Идея принадлежала родителям группы. Они предложили сделать, а я откликнулась. Мы с родителями посмотрели разные идеи в интернет сетях, взяли для себя такие моменты, как изготовление конвертов и некоторые задания. А вот оформление самого адвента решили сделать по-своему. Мы на палку, обмотанную мишурой, украшенную гирляндой с подсветкой повесили конверты с заданиями на каждый день. Героем зашифрованных заданий была Свинка, она предлагала детям узнать: откуда появился Новый год; как празднуют его разные народы; знакомила со сказками; предлагала творческие задания на изготовление новогодних игрушек из теста, вырезывание снежинок, поделки гирлянд и т.д. Получилось забавно. Дети с удовольствием приняли такой адвент и включились в работу.
В последующие годы адвент повторялся, менялись лишь герои зашифрованных заданий. В основном я их брала по символам восточного календаря. Задания тоже видоизменялись, я ориентировалась на интересы и возрастные возможности детей.
В декабре 2023 г. мне предложили запустить проект «Адвент-календарь» «В ожидании Нового Года» в ДОУ. Мы с Харитоновой Е.Н. отработали его, ознакомили педагогов на педсовете. Воспитатели всех групп ДОУ откликнулись. Мы в проекте расписали примеры заданий в помощь педагогам. Каждая группа оформила адвенты, не повторяющиеся друг с другом и все начали работать над проектом.
Отчеты и фото размещались в Vibere, в группе МБДОУ «Детский сад №30 «Ромашка» и в VK.
Как выглядели адвенты нашего ДОУ?
Итак: в проекте приняли участие самые маленькие дети - первая младшая группа. Педагоги оформили адвент в виде Домиков, в которых были задания для малышей. Домики висели на светящейся гирлянде, привлекая внимание детей. Каждый ребенок, возможно, задавался вопросом, а что же там внутри? Задача взрослых была не разочаровать ожидания малышей, сделать задания и сюрпризы максимально интересными.
Во второй младшей группе адвент представлял Волшебный сундучок с кубиками-заданиями. Дети с педагогом брали из сундучка соответствующий дате кубик и находили на нем интересное задание, которое с радостью выполняли.
В средней группе родители приобрели фетровую елку с кармашками, которую воспитатели повесили на стену на самом видном месте. На елке были пришиты липучки и к ней прилагались яркие фетровые игрушки. Дети с удовольствием сами украсили ее. А главное, загадочное и интересное находилось в кармашках под елкой. Это зашифрованные послания с заданиями. На этот раз героями шифровок стали Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик.
В старшей группе творческие педагоги сделали плоскостную елку из кармашков своими руками. В них тоже были послания от сказочных героев с просьбами выполнить задания. Дети с большим удовольствием поработали над ними, о чем свидетельствуют фотографии и отчеты воспитателей.
В подготовительной группе адвентом послужила елка на подоконнике с конвертами. По принципу вышеперечисленных адвентов, дети ежедневно получали послания-задания и выполняли их. Задания, конечно, были более сложными с ноткой поисковой деятельности, с театрализацией, с чтением волшебных сказок, с изготовлением поделок из разных материалов.
Как строились задания в адвент-календаре? Для того чтобы детям было интересно, задания были зашифрованными. Например: «Письмо от Деда Мороза», с просьбой сделать елочное украшение; от Снегурочки с просьбой прочесть стихи; либо от Снеговика, который просил выбраться из лабиринта. За это дети получали маленькие призы или фишки-снежинки…
Заключительный этап, кульминация в работе с адвент-календарем в детском саду – это новогодние утренники: песни, танцы, стихи, сцены из сказок. Все дети получи подарки от Деда Мороза.
Считаю, что только в России можно доставить огромную радость детям с их участием в утренниках. И не только детям, но педагогам и родителям. Очень запоминающийся утренник получился в подготовительной группе по сказкам А.С.Пушкина. Дети искали украденные Бабой Ягой и Лешим подарки в сказках, перелистывая оживающие страницы волшебной книги Пушкина… Эти восторженные высказывания с удовольствием отношу и к новогодним утренникам других групп. Так же было все загадочно, волшебно и радостно устроено согласно возрасту детей.
Кроме заданий в детском саду по адвент-календарю, мы предлагали так же родителям выполнить с детьми небольшие задания дома. Например, сделать своими руками елочную игрушку, или новогоднюю открытку. В подтверждение того, что они выполнили задание, родители принесли в группы продукты совместной с детьми деятельности. В ДОУ была организована выставка творческих работ и проведен конкурс «Лучшая новогодняя игрушка». Были определены победители. Все участники конкурса получили сертификаты, а победители - дипломы.
Считаю, что проект «Адвент календарь» приемлем в дошкольных учреждениях.