Сведения об ОУ

Полезные ссылки

Министерство

образования и науки Российской Федерации

minobr_gerb.png (52×57)
Федеральный портал "Российское образование"
logo.jpg (316×109)
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
title.gif (202×104) width=
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
top1.jpg (111×171)

 

  РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Игра  оказывает значительное влияние  на  развитие ребёнка.  Важнейшей задачей практического  педагога  и родителя является  создание условий, способствующих  их развитию.

    Сюжетная игра лишь тогда в полной мере выполняет  свои  развивающие функции, когда является  самостоятельной деятельностью детей, а не организованной взрослым. В  свободной игре  дети  сами  вольны выбирать, во что и с кем. Так какое же участие в игре детей может принимать взрослый -  педагог или родитель?

    Это участие  должно  осуществляться по двум направлениям:

-  строиться  на  основе   партнёрских   отношений  со  взрослым, который   действует   в форме   включённого   партнёра;

-  оказывать опосредованное  влияние на игру через  игровой  материал, который взрослый предлагает  ребёнку.

     Эти два способа влияния  на игру детей – через  участие  взрослого в  игре и посредством  формирования предметно игровой  среды – более эффективны.

- родители  не проявляют  заинтересованности  в создании условий  для развития детей в  игре, так как считают интеллектуальное  развитие более перспективным для подготовки детей  к школе.

     Нормативным регулятором взаимодействия  взрослого и ребёнка в игре является условия выполнения взрослым игровых  действий только в рамках своей роли. Он  имеет полную свободу влияния на содержание  сюжета и на сюжетно – событийные последовательности игры не в большей не в меньшей степени, чем любой из других  играющих. Так, например, взрослый может предложить детям: «Давайте поиграем: здесь будет больница, а я буду врачом», и это вполне допустимо, тогда как вариант «          давайте поиграем здесь будет больница, Миша будет врачом, а Маша – медсестрой» является совершенно неприемлемым. Организуя игру таким образом, взрослый превышает свои полномочия, что недопустимо для игры с детьми на равных.

    Необходимо  отметить, что игра с ребёнком является очень непростым делом. Далеко не каждый взрослый умеет это делать. Очевидно, что, если взрослый по каким – либо причинам не может играть с ребёнком, единственной для него возможностью  повлиять на игру детей является формирование предметно – игровой среды в дошкольном образовательном учреждении или дома.

 

   В процессе развития сюжетной  игры дошкольном возрасте можно  выделить три условных этапа.

    На первом этапе  ребёнок активно развёртывает несколько связанных по смыслу условных действий ( роль в действии).Этот этап характерен, скорее, для детей до 3 лет.

    Второй этап  игры связав с развитием и усложнением предметно – игровых действий  и со становлением  ролевого поведения. Основным элементом  игры  ребёнка на этом этапе является роль. Данный этап развития игровой деятельности  мы будем называть ролевой  игрой. Он характерен для возрастного периода от 3 до 5 лет.

    На третьем, последнем этапе развития игровой деятельности  ребёнка – дошкольника игра значительно усложняется. Роль перестаёт выполнять основополагающее значения в игре. Основным структурным компонентом игры является совокупность сюжетных комбинаций. Данный этап развития игровой деятельности мы будем называть игрой – фантазированием. Его формирование происходит у детей 6 – 7 лет. Каждый этап развития игры взаимосвязан с другими.

    Роль является более сложным компонентом датской игры чем предметно – игровые действия, характерные для первого этапа игры. Например если в пред – ролевом периоде играющий в доктора будет  лишь выполнять предметно – игровые действия с медицинскими аксессуарами то ребёнок, выполняющий роль доктора, поедет к больному, выпишет лекарства и т. д.

   Большое значение в активизации игры имеет взаимодействие ролей в совместной игре детей. Так, доктору необходим больной, чтобы было кого лечить. Также для развёртывания сюжета ему нужны медсестра и ещё ряд ролевых персонажей, которые взаимодействуют с медицинским работником в реальной жизни. Таким образом, ролевое поведение и построенное на его основе взаимодействие решают ряд задача активизации игры на этом  этапе. Так, например, игра в больницу неизбежно превратится в цикличное лечение больных, если не будет дополнена другими событиями. На этапе ролевой игры основным средством расширения тематического многообразия сюжета игры является смена  роли ребёнком.

    Теперь задача взрослого построить игру именно так, чтобы центральным моментом стала не  предметная деятельность, а ролевое  поведение. Например, если ребёнок совершает цепочку действие, характерны  для  врача, то взрослому предоставляется прекрасная  возможность педагогически  эффективно включится  в игру ребёнка, выполняя дополнительную роль. Участие взрослого в игре ребёнка может выглядеть следующим образом: «Маша, ты доктор? Ты больных лечишь?.. Доктор, я знаю одну куклу, у неё очень болит горло, а она не может найти доктора, который её вылечит, вы ей не поможете?.. Спасибо доктор!»

    Этому могут помочь наводящие вопросы, переходящие в реплики, уточняющие и расширяющие  сюжеты игры ребёнка:»Петя, а что ты делаешь?  Обет готовишь? Ты мама? Ах, нет, ты бабушка! Бабушка, дедушка с работы пришёл, он тоже есть хочет, и внуки тоже у бабушки есть просят!»

    Например, если он  возьмёт в руки игрушечный руль, это отличный повод для начала игры: «Вова, ты на машине едешь? Ты шофёр? А мне как раз надо съездить в магазин. Ты меня не отвезёшь?» Если ребёнок никак не реагирует на реплики взрослого, следует дождаться другого подходящего случая.

    Игру следует начинать естественно и не принуждённо.« Вася, Петя, давайте в магазин поиграем! Я буду покупателем,  а кто будет продавцом? Отлично, Петя будет продавцом. Вася, а со мной покупателем будешь? Петя, в вашем магазине хлеб свежий? Сколько стоит один батон? Два рубля? Тогда дайте мне, пожалуйста, два батона. Вася, а ты что будешь покупать?» И т. д.

    Своими репликами взрослый активизирует ролевую речь непосредственного собеседника, показывает образец для дальнейшего диалога второму ребёнку.                     Второму ребёнку предназначается роль, аналогичная роли, выполняемая взрослым. Это может быть второй покупатель, больной и т. д. Убедившись, что дети начали игру друг с другом, взрослый незаметно выходит из игры.

    Для того чтобы выделить ролевой диалог как средство построения игры на данном этапе, необходимо отодвинуть предметно – игровые действия на второй план.

   Игру в телефонный разговор целесообразно проводить с небольшой группой детей(примерно 3-4 человека). Если игровой опыт взрослого достаточен, то желательно проводить игры непосредственно в групповом помещении, так как наблюдения за игрой будут полезны и тем детям которые в ней не участвуют. Для проведения игры потребуются телефонные аппараты.

     Рассмотрим возможное развёртывание сюжета игры, в которой  участвуют сначала, мама и дочка. Взрослому отводится роль мамы. Своей ролью он управляет развёртыванием сюжета через  речевое обращение к кому-либо из детей. Его обращения содержат информацию,  которую необходимо передать другому  игровому партнёру. Таким образом, игра начинается с телефонного звонка маме (взрослого) папе.» Алло, папа, как твои дела? Позвони,  пожалуйста, дочке, попроси её сходить в магазин, купить молока». Затем, после звонка папе дочке, мама тоже звонит дочке, спрашивает, сходила ли она в магазин, и просит её позвонить папе, чтобы узнать, когда он вернётся с работы. Каждый разговор взрослого должен заканчиваться созданием такой воображаемой ситуации, для осуществления  которой дети должны будут позвонить друг другу. Основанием для этого служит важная информация, которую один играющий должен передать другому.

                             Создание условий игры для смены ролей детьми

    На начальном этапе формирования взрослый отводит ребёнку основную  роль, которая будет постоянной на всём протяжении игры, а сам выполняет несколько дополнительных ролей. Например если ребёнок играет в шофёра, взрослый предлагает ему поиграть вместе: «Петя, ты кто? Шофёр? Давай я буду пассажиром! Водитель, отвезите меня на улицу Тверскую. Петя, а давай у тебя бензин мало было и мы  остановились на заправке? Я теперь буду бензин продавать. Вам какого  бензина девяносто второго или девяносто пятого? Петя, а давай мы только от заправки отъехали, у тебя машина сломалась? И как раз рядом  автосервис. А я буду механиком, давай я тебе машину починю.

    Например, игра, в которой  основная роль отводится « водителю», на данном этапе выглядит совершенно по-другому. Взрослый должен спланировать развитие сюжета так, чтобы событии служащие оправданиям введения второстепенной роли, были значительны и интересны для ребёнка. Например, это можно инсценировать следующим образом: «Петя, я водитель, у меня машина, куда тебя отвести? На работу? Ну садись, поехали! Петя, у меня что-то с машиной случилось… Нужно механика звать, чтобы починил, без него никак. Давай ты механиком как будто будешь, машину может починишь? Товарищ механик, у меня мотор в машине сломался, почините, пожалуйста!» Считая уже принципиально  возможно смену роли и осознавая  важность ремонта автомобиля, ребёнок охотно поменяет роль пассажира на роль механика.

    Когда ребёнок во всей  полноте овладеет  умением изменять  роль в процессе игры, на смене цепочке последовательных ролей в игре приходят  воображаемые партнёры.

  ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ  СЮЖЕТНОЙ  ИГРЫ(ИГРА-ФАНТАЗИРОВАНИЕ )

                            (6-7 лет) ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ

                                         ТВОРЧЕСКОГО  ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ.

    Сначала  следует  научить  детей обращать  внимание на то, что говорит партнёр по игре. Для этого надо организовать  совместный пересказ знакомой детям сказки таким  образом,  чтобы каждый из них рассказывал по очереди  и каждый из рассказчиков должен внимательно слушать другого.

    Взрослый обращается  к детям: « Ребята, вам какая сказка больше всего нравится? Про жар-птицу? Что-то я её позабыла… Давайте  её вместе вспомним. Кусочек расскажет Маша, кусочек-Петя, а кусочек я. А после меня - опять Маша».

    Следующий этап формирование  заключается в трансформации хорошо знакомый детям  сказки. Взрослый предлагает: «Хотите, сегодня немного по-другому  поиграем? Давайте как будто добрый молодец нашёл не перо Жар – птицы, а чешуйку  Золотой рыбки? Давай, Петя, начинай! Задачей взрослого является помешать детям это сделать постоянно напоминая и подсказывая на каждом из этапов развития  трансформированного сюжета например: «Ну, Маша, мы же договорились, что у нас будет другая сказка…Давай  вместо  Серого волка  он Бабу – ягу повстречал!»

    Например, Емеля может поехать  на печке не за дровами в лес, а за младшей сестрой в детский сад

, а Алёнушка с Иванушкой убегая от гусей – лебедей, встретят по дороге не печку с пирогами, а магазин, где продаются  ковры самолёты, на которых можно улететь от преследователей.

    Задача дошкольного образовательного учреждения  в этом случае  сводится к тому, чтобы заинтересовать  взрослых, доказать им серьёзность и важность  предполагаемой работы. При  беседе с родителями основной акцент нужно делать на важность умение играть для эмоционально  благополучия ребёнка.